«Причины трудностей обучения чтению и письму у первоклассников»
Ваши дети пошли в школу и они абсолютно все разные. У них у всех формируется свой тип мышления, своя стратегия: левополушарная, правополушарная, равнополушарная. У них у всех разные каналы восприятия: аудиалы, визуалы, кинестетики. Они все с разным темпераментом: сангвиники, холерики, флегматики. Они – мальчики и девочки. Все имеют свои индивидуальные особенности. И все это надо учитывать в работе с детьми.
Давайте рассмотрим детей, которые входят в группы риска:
1 Дети, не посещавшие детский сад, но имеющие в анамнезе проблемы речевого и общего развития.
2 Дети, посещавшие логопедические группы в детском саду.
3 Дети, не владеющие или плохо владеющие русским языком- билингвы, но при этом, имеющие проблемы с развитием устной речи и в родном языке.
4 Дети с СДВГ и СДВ.
Что должно насторожить родителей будущих первоклассников:
Логопедические проблемы:
- Развитие устной речи не соответствует возрастным нормам.
- Дети, у которых были проблемы со звукопроизношением, но процесс автоматизации не был завершён и проблемы сохранились.
- Ребёнок не может правильно перечислить времена суток, дни недели, месяцы, времена года.
- Большое затруднение вызывает заучивание стихов, даже коротких. Он переставляет слова, или вообще не в состоянии повторить предложенные строки.
- С трудом запоминает буквы, слова, понятия.
- При произношении слов делает много «непонятных» ошибок – пропускает звуки, переставляет слова, заменяет один звук на другой, добавляет не только лишние звуки, но и слоги.
Регуляторные и моторные трудности:
- Ребёнок неловкий, «все углы его».
- Плохая координация в подвижных играх.
- Проблемы с развитием мелкой моторики.
- Неправильно держит ручку, карандаш. Часто неправильно держит ложку.
-Неусидчив, невнимателен. Не может сконцентрироваться на достаточное время для выполнения задания. Не доводит начатое дело до конца.
-Темп выполнения заданий замедлен и это может быть не связано с общим темпом его деятельности.
- Дети с СДВГ.
Зрительно-пространственные сложности:
- Ребёнок (независимо от возраста) плохо ориентируется в понятиях «право» «лево».
- При рисовании или письме «зеркалит».
- Может чертить, рисовать или показывать справа-налево.
- Может игнорировать то, что находится слева, вплоть до целой страницы.
-Часто путает при чтении и на письме буквы, похожие графически.
-Не любит игры, требующие пространственного мышления.
Готовность к школьному обучению условно можно разделить на четыре вида:
• физиологическая,
• социально-личностная
• психологическая
• интеллектуальная
Физиологическая готовность –это степень развития всех функционалных систем организма.
В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки.
Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а степень функциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости». Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. Физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее.
Социально-личностная готовность определяется уровнем развития эмоционально- волевой сферы ребенка.
Специалисты часто видят, что дети, с точки зрения родителей готовые к обучению в школе – и читают, и считают, и даже пишут письменными буквами – не готовы к систематическому обучению и изменению социальной позиции, к изменению своего социального статуса.
Психологическая готовность – определяется уровнем развития мотивации к обучению в школе.
Признаки правильно сформированной мотивации выпускника:
- принятие позиции школьника;
- потребность в общении;
- умение подчиняться правилам и интересам группы;
- способность устанавливать отношения с другими детьми;
- способность действовать совместно с другими детьми.
Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития:
- внимания;
- памяти;
- мышления;
- речи;
- зрительно-моторной координации;
- кругозора.
Дошкольник – это ребенок от рождения и до 6-7 лет. У дошкольника ведущей деятельностью является игровая, он развивается и познает мир через процесс игры. У школьника на смену игровой деятельности приходит познавательная активность, способствующая формированию учебной деятельности.
В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходят значительные физиологические и психологические изменения. Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении, так и в физиологии.
Также трудности могут быть обусловлены рядом причин органического или социального характера:
• Органическое повреждение и недоразвитие корковых зон головного мозга, задействованных в процессе чтения и письма (эндогенные и экзогенные причины разного уровня развития ребёнка (пренатальные, натальные, постнатальные).
• Наследственность.
• Незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи.
• Соматическая ослабленность ребенка.
• Неправильная речевая среда, в которой растет ребенок.
• Речевые нарушения.
• Билингвизм.
• Неблагоприятная социальная обстановка в семье.
Данные биохимиков и нейрофизиологов.
Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатывают такие нейротрансмиттеры, как гамма-аминомасляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным. Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождаются адреналин и кортизол, которые снижают способность к учению и запоминанию.
Всё, о чём мы говорили, составляет фундамент для будущего обучения в школе у сегодняшнего дошкольника.
Успехов Вам, дорогие родители!
Учитель-логопед МО СШ № 17
Н.И.Зотова