person
menu
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

14:25
Причины трудностей обучения

«Причины трудностей обучения чтению и письму у     первоклассников»

 

Ваши дети  пошли в школу и они  абсолютно все разные.  У них у всех формируется свой тип мышления, своя стратегия: левополушарная, правополушарная, равнополушарная. У них у всех разные каналы восприятия: аудиалы, визуалы, кинестетики. Они все с разным темпераментом: сангвиники, холерики, флегматики. Они – мальчики и девочки. Все имеют свои индивидуальные особенности. И все это надо  учитывать в работе с детьми.

 

Давайте рассмотрим детей, которые входят в группы риска:

1 Дети, не посещавшие детский сад, но имеющие в анамнезе проблемы речевого и общего развития.

2 Дети, посещавшие логопедические группы в детском  саду.

3 Дети, не владеющие или плохо владеющие русским языком- билингвы, но при этом, имеющие проблемы с развитием устной речи и в родном языке.

4 Дети с СДВГ и СДВ.

 

Что должно насторожить родителей будущих первоклассников:

 

Логопедические проблемы:

 

- Развитие устной речи не соответствует возрастным нормам.

- Дети, у которых были проблемы со звукопроизношением, но процесс автоматизации не был завершён и проблемы сохранились.

- Ребёнок не может правильно перечислить времена суток, дни недели, месяцы, времена года.

- Большое затруднение вызывает заучивание стихов, даже коротких. Он переставляет слова, или вообще не в состоянии повторить предложенные строки.

- С трудом запоминает буквы, слова, понятия.

- При произношении слов делает много «непонятных» ошибок – пропускает звуки, переставляет слова, заменяет один звук на другой, добавляет не только лишние звуки, но и слоги.

 

Регуляторные и моторные трудности:

 

- Ребёнок неловкий, «все углы его».

- Плохая координация в подвижных играх.

- Проблемы с развитием мелкой моторики.

- Неправильно держит ручку, карандаш. Часто неправильно держит ложку.

-Неусидчив, невнимателен. Не может сконцентрироваться на достаточное время для выполнения задания. Не доводит начатое дело до конца.

-Темп выполнения заданий замедлен и это может быть не связано с общим темпом его деятельности.

- Дети с СДВГ.

 

Зрительно-пространственные сложности:

 

- Ребёнок (независимо от возраста) плохо ориентируется в понятиях «право»    «лево».

- При рисовании или письме «зеркалит».

- Может чертить, рисовать или показывать справа-налево.

- Может игнорировать то, что находится слева, вплоть до целой страницы.

 -Часто путает при чтении и на письме буквы, похожие графически.

-Не любит игры, требующие пространственного мышления.

 

 

Готовность к школьному обучению условно можно разделить на четыре вида:

• физиологическая,

• социально-личностная

• психологическая

• интеллектуальная

 

Физиологическая готовность –это степень развития всех функционалных систем организма.

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а степень функциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости». Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. Физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее.

 

Социально-личностная готовность определяется уровнем развития эмоционально- волевой сферы ребенка.

Специалисты часто видят, что дети, с точки зрения родителей готовые к обучению в школе – и читают, и считают, и даже пишут письменными буквами – не готовы к систематическому обучению и изменению социальной позиции, к изменению своего социального статуса.

 

Психологическая готовность – определяется уровнем развития мотивации к обучению в школе.

           Признаки правильно сформированной мотивации выпускника:

- принятие позиции школьника;

- потребность в общении;

- умение подчиняться правилам и интересам группы;

- способность устанавливать отношения с другими детьми;

- способность действовать совместно с другими детьми.

 

Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития:

- внимания;

- памяти;

- мышления;

- речи;

- зрительно-моторной координации;

- кругозора.

                         

Дошкольник – это ребенок от рождения и до 6-7 лет. У дошкольника ведущей деятельностью является игровая, он развивается и познает мир через процесс игры. У школьника на смену игровой деятельности приходит познавательная активность, способствующая формированию учебной деятельности.

          В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходят значительные физиологические и психологические изменения. Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении, так и в физиологии.

 

Также трудности могут быть  обусловлены рядом причин органического или социального характера:

•  Органическое повреждение и недоразвитие корковых зон головного мозга, задействованных в процессе чтения и письма (эндогенные и экзогенные причины разного уровня развития ребёнка (пренатальные, натальные, постнатальные).

•   Наследственность.

• Незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи.

•   Соматическая ослабленность ребенка.

•   Неправильная речевая среда, в которой растет ребенок.

•   Речевые нарушения.

•   Билингвизм.

•   Неблагоприятная социальная обстановка в семье.

 

Данные биохимиков и нейрофизиологов.

Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатывают такие нейротрансмиттеры, как гамма-аминомасляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным. Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождаются адреналин и кортизол, которые снижают способность к учению и запоминанию.

 

Всё, о чём мы говорили, составляет фундамент для будущего обучения в школе у сегодняшнего дошкольника.

 

                 Успехов Вам, дорогие родители!

    

 

 

 

                                                       Учитель-логопед МО СШ № 17

                                                        Н.И.Зотова

 

Просмотров: 85 | Добавил: Admin
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]