person
menu
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия.

Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».

В МОУ СШ № 17 им. К. Нечаевой созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями    здоровья и детьми-инвалидами:

  • школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК;
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
  • детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) №34000090 (1 корпус) от 24.12.2018 и № 34000330 (2 корпус) от 24.12.2018 года учреждение доступно. Категория обслуживаемых инвалидов – нарушения двигательной функции, нарушения функций систем организма (кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена и др., сенсорные нарушения (зрения), психические нарушения.

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МОУ СШ №17 созданы необходимые материально-технические условия для предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобра­зовательным программам. В соответствии с уставом учреждения реализуются программы дополнительного образования.

Функциональное значение имеют рекреационные зоны, которые могут быть использованы как для организации групповой и индивидуальной работы в образовательном процессе, так и для самостоятельной работы детей. Для психологической разгрузки детей и педагогов оборудована комплексная сенсорная комната.

Для повышения качества микроклимата и удобства эксплуатации инженерного оборудования в школе спроектирована автоматизированная система управления вентиляцией и освещением в рекреациях школы, которые работают в соответствии с расписанием уроков и перемен.

Специально оборудованные учебные кабинеты

Специально предусмотрены и оборудованы дополнительной линией освещения помещения для 1-4 коррекционных классов для детей с нарушением зрения, расположенных на 1 этаже 2 корпуса.

Имеются оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа к учебным кабинетам.

Имеется звуко-речевое оборудование аварийного предупреждения, двери со стеклянными вставками оборудованы контрастной маркировкой.

Имеются таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

В школе есть кабинеты педагогов-психологов, учителей-логопедов, которые используются в соответствии с расписанием занятий в работе соответствующих специалистов с детьми с особыми образовательными потребностями, организован кабинет психологической разгрузки «Сенсорная комната».

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для практических занятий в школе оборудованы:

- мастерские (столярная и слесарная) для занятий по техническому труду для мальчиков;

- кабинет домоводства (кулинария и швейная мастерская) для занятий по обслуживающему труду для девочек;

- кабинет физики с лаборантской;

- кабинет химии с лаборантской,

- кабинета биологии;

- 2 кабинета информатики.

Кабинеты оснащены в соответствии с требованиями ФГОС. Кабинеты укомплектованы мебелью: регулируемые столы со стульями, ученические шкафы для хранения наглядных пособий, доска классная. В каждом кабинете имеется интерактивное оборудование (интерактивные панели), МФУ, развивающие игры. Используются наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, таблицы правописания, методические пособия, видеоматериалы.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информационно-библиотечный центр имеет систему хранения книг, зоны для свободного чтения, компьютеризированные места для индивидуальной работы- компьютер с большим экраном и увеличенной клавиатурой.

Библиотека укомплектована учебниками для 1-7х классов для детей с нарушением зрения.

Библиотечный фонд включает разнообразную художественную литературу, энциклопедии, словари, справочные издания.

При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности как самих пользователей, так и анализ их потребностей. Создаются оптимальные условия для всех категорий читателей, а также содействие в учебно-воспитательном процессе. Библиотекарь предоставляет основной и дополнительный набор библиотечных, библиографических и информационных услуг и продукции, обеспечивает альтернативные условия и режим пользования ими, обеспечивая удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов создавая комфортные условия пользования библиотечными и информационными услугами, оперативный доступ, поиск и получение библиотечных документов и информации.

Официальный сайт МОУ имеет версию для слабовидящих людей.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Школа обладает необходимой материально-технической базой для занятий физкультурой и спортом:

пришкольная территория, в которую входят - футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки.

оборудованный спортивный зал, спортивный инвентарь необходимый для спортивно-оздоровительных занятий.

Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надёжности, прочности и удобства. В спортивных залах создана безбарьерная среда.

Для занятий с обучающимся с ОВЗ используется следующее оборудование:

-гимнастические коврики;

-скандинавские палки;

-шведская стенка;

-доска для пресса;

-резиновыми мячи разных размеров;

-гимнастические скамейки;

-мягкие маты
 

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий в классе и индивидуально.
В образовательном учреждении предусмотрено комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, работают педагог-психолог, социальный педагог.

 

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В МОУ СШ №17 обеспечены необходимые условия для беспрепятственного доступа в здание лиц с ОВЗ и инвалидов. Входные группы без порогов. Ширина дверных проемов позволяет беспрепятственному проходу инвалидам всех категорий, включая инвалидов со стойкими нарушениями ОДА в помещения 1 этажа здания объекта. Ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок позволяет перемещение инвалидов со стойкими нарушениями ОДА с помощью ассистентов. Двери 1,5 полностью открываются и позволяют пройти креслу-коляске любого размера. На каждом этаже школы расположены схемы эвакуации и номер этажа.

Школа оснащена: тактильно-визуальными знаками для людей с ОВЗ для ориентировки внутри здания; контрастным цветовым обозначением входов.

В школе имеются специализированные туалеты для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на входе в школу со стороны начальной школы и главного входа, установлены поручни на крыльце и пандус для подъёма на инвалидной коляске.

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата имеется подъёмник лестничный универсальный мобильный «Пума-УНИ-130».

При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Разработаны паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) для каждого корпуса (2 здания) МОУ СШ № 17 им. К. Нечаевой.

В организации обеспечены комфортные условия, в которых осуществляется образовательная деятельность - зоны отдыха (ожидания); понятная и доступная навигация; доступность питьевой воды; доступность санитарно-гигиенических помещений.

Санитарное состояние помещений организации удовлетворительное и соответствует СанПиН.

Обеспечение питанием

Обучающиеся с ОВЗ обеспечены специальными условиями питания. Подробнее

Условия охраны здоровья 

В МОУ СШ №17 соблюдаются правила и меры безопасности в целях сохранности жизни и здоровья обучающихся, том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учреждение оборудовано системами безопасности: установлены тревожная кнопка для экстренных вызовов специализированной охраны, автоматическая пожарная сигнализация с выходом на пульт пожарной охраны, система видеонаблюдения на территории и в здании МОУ. Для обеззараживания воздуха используется облучатели-рециркуляторы.

 Систематически проводятся технические осмотры помещений школы, соблюдение всеми сотрудниками правил пожарной безопасности, правил антитеррористической защищенности, требований СанПин.  Педагогами проводятся беседы с детьми: по пожарной безопасности, технике безопасности, правила поведения на дороге, в общении с посторонними людьми.

 Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию учащихся, том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством привития навыков здорового образа жизни.

Основные направления охраны здоровья:

-  оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

- организация питания учащихся;

-  определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

-  пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

-  организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

-  прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ;

-  обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;

 -  профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;

 -  проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

 В школе ведется работа по сохранению физического и психического здоровья учащихся. Формы работы по данному направлению: введение дополнительных занятий двигательной активности, динамических перемен, формирование здорового образа жизни во время уроков, на классных часах, школьных мероприятиях; физкультурные минутки на уроках в начальной школе и в основной школе; динамическая пауза в 1-х классах; выполнение профилактических мероприятий (профилактика ОРВИ, нарушений осанки и т.д.); соблюдение санитарно-гигиенических норм; обеспечение горячим питанием обучающихся; совместная работа учителей, учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни.

Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется учреждениями здравоохранения.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

      Информационная база МОУ СШ №17 оснащена:

  - электронной почтой;
  - локальной сетью;
  - выходом в Интернет;
  - разработан и действует сайт МОУ СШ №17   

В школе функционирует локальная сеть. Все компьютеры школы соединены в локальную сеть через сервер школы. В образовательном учреждении внедрен и функционирует электронный журнал. На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".

С целью исключения обучающихся к сайтам экстремисткой направленности и иным ресурсам сети Интернет несовместимым с образовательным процессом осуществляется контентная фильтрация.

Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

В свободном доступе для учащихся – 2 мобильных компьютерных класса. Почти все компьютеры школы имеют выход в Интернет.

Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе, согласно графику работы. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами, электронными образовательными ресурсами для выполнения учебных задач.

В учебном процессе используются множительная и копировальная техника, аудио и видео аппаратура, мультимедийное оборудование. 

Информационно-коммуникативные технологии широко используются во внеурочной деятельности школы.

Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики и библиотеке , для поиска информации, оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ. 

Помощь, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование), по сопровождению инвалидов в помещении организации

В учреждении предусмотрена помощь, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование), возможность сопровождения работниками организации.

Работники школы проинструктированы по оказанию помощи детям с ОВЗ и могут оказать:

– сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и нарушения опорно-двигательного аппарата возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

– оказание иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

Кадровое обеспечение образования (наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В штате МОУ СШ №17 21 сотрудник службы психолого-педагогического сопровождения: 8 педагогов-психологов, 3 учителя-логопеда, 5 учителей-дефектологов; 2 социальных педагога, 3 тьютора.

Педагогический коллектив постоянно совершенствует профессиональные компетенции в области коррекционно- развивающего образования; применяет современные методики и

технологии организации и реализации образовательного процесса с учетом психологических и физиологических особенностей развития ребенка; использует современные технологии в обучении и воспитании обучающихся, а также проектирует формы и методы работы с детьми в коррекционно-образовательном процессе.

Педагогии ОУ имеют удостоверения о повышении квалификации в области инклюзивного

Образования установленного образца по темам:

«Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ»;

«Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ»;

«Современные подходы к организации общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и переходом на ФГОС ООО»;

«Тифлопедагогическое сопровождение слепых и слабовидящих обучающихся в образовательном процессе»;

«Организационно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ»;

«Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;

«Специальные условия получения образования ребенком с ОВЗ»

Наличие общежития, интерната

Учреждение не располагает общежитием , интернатом.