person
menu
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Отчет по РИП:

 

 

Смотреть полное описание проекта здесь

Приказ от 23.12.2020 № 157 смотреть здесь

Информацию о работе в рамках РИП за декабрь 2020 года смотреть здесь

   

 

Основные сведения инновационного проекта

Выявление актуальной проблемы в сфере образования: характеристика проблемы (потребность в новом знании или способе действия, наличие неизвестного знания, опора на известный опыт, теорию, факт, закономерность, наличие противоречия – несоответствия между желаемым и действительным и т.п.).

 Современный образовательный процесс невозможен без использования дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Внедрение цифровых инструментов учебной деятельности, их включение в информационную образовательную среду призвано обеспечить возможность обучения по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в любом месте. Технологии передачи и получения информации посредством локальных и глобальных компьютерных сетей предоставляют возможность обучающимся не только использовать готовые данные, но и создавать и работать в совместных Интернет-проектах, развивать и пополнять сайты, порталы, образовательные сети личными информационными ресурсами. В рамках такой деятельности формируются навыки и культура межличностного общения, толерантность, умение вести диалог и отстаивать собственную точку зрения, получать, воспринимать и распространять информацию. 

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС), в котором участвует МОУ СШ № 17, является составной частью национального проекта «Образование». Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя информационные образовательные ресурсы; технологические средства - компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование; систему педагогических технологий.

Особую значимость приобретают возможности ЦОС в контексте решения приоритетных воспитательных задач:

  • содействие самоопределению, самореализации и самосовершенствованию обучающихся;
  • формирование умений гибко адаптироваться в жизненных ситуациях;
  • развитие умения самостоятельно мыслить, генерировать новые идеи; - формирование умения грамотно работать с информацией; - развитие умения сотрудничать с социумом.

Во втором полугодии 2019-2020 учебного года, в период дистанционного обучения педагогам школы удалось удержать образовательный процесс на хорошем уровне. Но основной упор и учителя, и родители, и дети направляли на получение знаний по предметам. Сложнее оказалось организовать воспитательный процесс в режиме онлайн. Тем не менее, коллектив школы в рамках реализации программы деятельности школьного волонтерского отряда «Оптимист» провел ряд онлайн акций, в первую очередь, патриотической направленности («Стихи о войне», «Песни о войне», «Открытка для ветерана»), по итогам которых выпускались видеосюжеты. В течение суток на странице школы РДШ («Российское движение школьников») в социальной сети «ВКонтакте» каждый видеосюжет просматривали не менее 300 человек, что свидетельствует о большом интересе обучающихся и их родителей (законных представителей) к возможностям информатизации образовательного процесса. Следовательно, педагогическому коллективу необходимо использовать данный ресурс при организации работы по совершенствованию образовательного процесса, в том числе по совершенствованию работы классных руководителей, использующих в работе с обучающимися авторскую педагогическую технологию «Сократические странствия». Результативность использования данной технологии подтверждена реализацией двух грантовых проектов: «Модель индивидуализации внеурочной деятельности учащихся посредством технологии «Сократические странствия» в пространстве социокультурного комплекса «Созидание» и «Мой Путь» (программа индивидуализации воспитания обучающихся в том числе с ограниченными возможностями здоровья, с использованием авторской педагогической технологии «Сократические странствия»).

Основная идея нового проекта заключается в организации воспитательной работы классных руководителей и руководителей групп внеурочной деятельности по технологии «Сократические странствия» с использованием дистанционных образовательных технологий (социальные сети, мессенджеры, цифровые портфолио, кейсы и др.) и ее трансляции посредством сети Интернет. Участникам инновационного проекта школы, помимо индивидуальных веб-портфолио предстоит создать «цифровое «портфолио» класса» - сообщество, в котором будет публиковаться информация о реализации образовательного маршрута класса (группы) и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Одним из ключевых принципов этого проекта является снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.

 Тема инновационного проекта (программы)  

Индивидуализация образования посредством технологии «Сократические странствия» в условиях цифровой образовательной среды.

Цель инновационной деятельности

 Создание условий для индивидуализация образования посредством технологии «Сократические странствия» в рамках цифровой образовательной среды.

Задачи инновационной деятельности  

  • создание сообщества участников проекта в социальной сети «Вконтакте», размещение информации на странице школы РДШ («Российское движение школьников»);
  • разработка образовательных маршрутов классов (групп внеурочной деятельности) и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; 
  • формирование цифровой образовательной среды для реализации образовательных маршрутов классов (групп внеурочной деятельности) и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • мониторинг результативности решения образовательных задач (повышение мотивации к обучению, личностное развитие школьников);
  • обобщение и диссеминация опыта классных руководителей в реализации проекта.  

Участники инновационной деятельности

  • индивидуальные участники;
  • классные коллективы;
  • группы внеурочной деятельности.  

Сроки реализации проекта (программы) 

 2020-2024 годы  

Перспективы развития (новообразования) проекта (программы)

 МОУ СШ № 17 совместно с ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» ежегодно проводит конкурс презентации индивидуального образовательного маршрута «Мой Путь». С 2015 по 2016 год конкурс имел статус открытого городского конкурса, с 2017- регионального. За этот период участниками конкурса стали 467 ребят из школ города Волжского, Волгограда, Краснослободска, Калача-на-Дону, Камышина, Урюпинска, р.п. Средняя Ахтуба, что свидетельствует об актуальности проблемы индивидуализации образовательного процесса. Информатизация образования затрагивает все образовательные организации, поэтому наш проект по разработке «цифрового «портфолио» класса» будет носить долгосрочный характер.

Теоретические основы инновации (названия научных школ, педагогических теорий и концепций)  

 Авторским коллективом школы педагогическая технология «Сократические странствия» разработана в 2013 году. Это технология сопровождения как индивидуального образовательного маршрута ученика, так и образовательного маршрута всего класса. Сопровождение предполагает создание условий для самоактуализации личности и становления субъектности. Основополагающим для описываемой технологии является понятие «векторы тьюторского действия»: культурно-предметный, социальный, антропологический - названные, в частности, в книге «Профессия «Тьютор» (Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю.Чередилина). В рамках технологии педагоги с тьюторской компетенцией осуществляют такое сопровождение, которое обеспечивает: в культурно-предметном расширении - продвижение ребенка в области интересующих его школьных предметов; в социальном расширении – в процессе социализации, в антропологическом – в самопознании, самосовершенствовании. Подобное продвижение ученика происходит при реализации его индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуальный образовательный маршрут является начальным этапом построения индивидуальной образовательной программы, ключевого понятия в процессе индивидуализации (перехода на субъект-субъектные отношения, предоставления ребенку возможности соединения цели, результата и способов его достижения). 

Индивидуальный образовательный маршрут выполняет следующие функции:

  • информационную (информирует об образовательной деятельности);
  • мотивационную (определяет цели, ценности и результаты образования);
  • организационную (определяет виды и формы, модели, ресурсы образования);
  • функцию самоопределения (позволяет реализовывать потребность в самоопределении и самоактуализации).

 Авторами монографии «Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды» Авадаевой И.В., Анисимовой-Ткалич С.К., Везениу Е.К. и др. отмечается сущность телекоммуникационных проектов как совместная познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность обучающихся-

партнеров, организуемая с помощью применения средств компьютерной телекоммуникации, которая обладает общей проблемой, целью, методами, способами деятельности, направленными на достижение конечного результата. Поскольку в рамках образовательного процесса могут быть реализованы телекоммуникационные проекты разного содержания-культурологического, историко-географического, этнографического, социального, духовно-нравственного, экологического, профориентационного, политикоправового и др. коллектив школы считает возможным реализацию инновационного проекта по теме: «Индивидуализация образования посредством технологии «Сократические странствия» в условиях цифровой образовательной среды».

Ресурсное обеспечение инновационной деятельности  

Коллектив школы с 2015 по 2020 год работал в статусе региональной инновационной площадки по теме: «Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута ребенка в образовательном комплексе детский сад – школа». За это время два проекта школы, направленные на решение проблемы индивидуализации образовательного процесса, получили грантовую поддержку Министерства образования и науки (2016 год - грант Министерства образования и науки РФ на реализацию проекта «Модель индивидуализации внеурочной деятельности учащихся посредством технологии «Сократические странствия» в пространстве социокультурного комплекса «Созидание»;

2018 год - грантовый проект «Мой Путь» стал победителем конкурсного отбора Министерства образования и науки РФ на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Субсидии на выполнение мероприятий по поддержке инноваций в области развития и модернизации образования» основного мероприятия «Реализация механизмов оценки и обеспечения качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами» направления (подпрограммы) «Совершенствование управления системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в номинации «Воспитательные практики в культурном, историческом и экономическом контексте региона».

Анализ ресурсов, необходимых для решения проблемы: 

    • мотивационные             условия           вхождения     образовательного    учреждения   в инновационную деятельность и реализацию ее задач; 

федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся» свидетельствует об актуальности индивидуализации образовательного процесса и, в первую очередь, индивидуализации процесса воспитания. Информатизация в образовании позволяет осуществить преобразования в целях реализации идеи личностной ориентации обучения, включающие ориентацию на потребности и интересы обучающихся, предоставление им свободы выбора маршрута образования, расширение субъект-субъектных отношений; усилить интегративность образования в содержании, во взаимодействии всех компонентов образовательного процесса и его функциональных воздействий на личностное развитие субъектов образования, что свидетельствует об актуальности выбранного школой направления работы;

    • научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости результатов инновационной деятельности: 

в МОУ СШ № 17 разработаны образовательная программа начального общего образования, программы внеурочной деятельности, обеспечивающие процесс индивидуализации, программа индивидуализации воспитания обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, с использование авторской технологии «Сократические странствия». Статья «Сократические странствия» как модель индивидуализации внеурочной деятельности» (авторы Вецель Н.В., Матинина Е.Ю., МОУ СШ № 17) опубликована в методическом пособии «Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы», изданном редакционно-издательским центром ВГАПО в 2016 году. Педагогами школы также разработаны методические рекомендации «Технология «Сократические странствия» как фактор индивидуализации внеурочной деятельности: методические рекомендации по реализации основной общеобразовательной программы;

    • кадровая подготовка педагогического коллектива образовательного учреждения к профессиональному осуществлению инновационной деятельности:

48 педагогов школы прошли обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Тьюторское сопровождение образовательной инициативы обучающихся основной и старшей школы на занятиях в рамках реализации ФГОС». По итогам конкурсов профессионального мастерства «Ярмарка социально-педагогических идей» и «Формула успеха» в номинации «Педагогические профессии XXI века - тьютор» в 2016-2017 году призером стала Смольянинова О. Ю., учитель начальных классов; в 20172018 году-призер- Македонская Е.Г., учитель русского языка и литературы; в 2018-2019 - победитель Несерина А. М., учитель начальных классов, призеры - Егорова И. Н., учитель информатики, Смирнова Е. В., учитель истории и обществознания, Македонская Е. Г., учитель русского языка и литературы; в 2019-2020 году – победители Смольянинова О.Ю., Клюева О. Н., учителя начальных классов. 

    • материально-технические и финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности: педагогический коллектив располагает материально-техническими ресурсами для осуществления инновационной деятельности. В 2020 году

школой в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» получено мультимедийное оборудование: 3 интерактивных панели, 38 ученических ноутбуков планшетного типа, 18 ноутбуков для педагогов. Ежегодно в МОУ СШ № 17 проводится школьный конкурс профессионального мастерства, где одним из критериев оценки деятельности педагога является организация работы с использованием технологии «Сократические странствия», победители и призеры конкурса получают премиальное вознаграждение;

  • информационное сопровождение инновационной деятельности: информация о реализации проекта будет публиковаться на официальном сайте школы http://school17vlz.ucoz.ru/ и на странице группы школы в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/vlz_school_17 .

 Ожидаемые результаты инновационной деятельности:

 - в         педагогической         деятельности           (развитие      личности,      обученность, воспитанность); 

В ходе реализации проекта по теме: «Индивидуализация образования посредством технологии «Сократические странствия» в условиях цифровой образовательной среды» будет сформирована цифровая образовательная среда, способствующая созданию условий для личностного развития школьников, которое проявляется:

    1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (усвоении социально значимых знаний); 
    2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (развитии социально значимых отношений);
    3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (приобретении опыта осуществления социально значимых дел).

Осуществление проекта позволит реализовать идеи развивающего обучения, повысить эффективность образовательного процесса. 

- в управленческой деятельности (обеспечение процессов становления, развития, функционирования ОУ в инновационном режиме и т.п.).

Ориентация на инновационный характер отечественного образования сегодня является важнейшей задачей. Работа школы в рамках региональной инновационной площадки будет направлена на повышение качества образования, повышение компетентности педагогических работников, сокращение «цифрового разрыва» между учителями и учениками. Педагоги получат возможность изучить средства формирования цифровой образовательной среды, цифровой инструментарий обработки фото и видеоматериалов, научатся организовывать сообщества, что поможет установить связь между разными поколениями.

Инновационная деятельность позволит создать практико-ориентированные продукты, востребованные как обучающимися и их родителями (законными представителями), так и педагогами. Актуальность проекта также обусловлена введением профессионального стандарта «Педагог» как нормативно-правового обеспечения национальной системы учительского роста и необходимостью овладения работниками обобщенными трудовыми функциями, прописанными в профессиональном стандарте.

Дорожная карта реализации инновационного проекта (программы)  

Наименование мероприятия

Срок

На что направлено

Целевая аудитория

Создание сообщества на странице школы в социальной сети «ВКонтакте» как этапа создания цифровой образовательной среды для реализации образовательных маршрутов классов (групп внеурочной деятельности) и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Октябрь,  2020

Реализация цели и задач проекта

Классные коллективы  1-10 классов, группы внеурочной  деятельности  1-10 классов 

Разработка образовательных маршрутов классов (групп внеурочной деятельности); разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с применением дистанционных

образовательных технологий, презентация маршрутов на странице школы в социальной сети «ВКонтакте».

Октябрь, 2020 –  ноябрь, 2020

Реализация цели и задач проекта

Классные коллективы 

1-10 классов,  группы внеурочной  деятельности  1-10 классов

Реализация образовательных маршрутов с ежемесячным  мониторингом активности участников, презентация  итогов реализации образовательных маршрутов в текущем учебном году

Ноябрь, 2020- май, 2021

Реализация цели и задач проекта

Классные коллективы 

1-10 классов,  группы внеурочной  деятельности  1-10 классов

Корректировка образовательных маршрутов участников проекта (при необходимости)

Сентябрь,  2021

Реализация цели и задач проекта

Участники проекта