График работы социальных педагогов
Формы психолого-педагогического сопровождения
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. В системе работы следующие формы:
• проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
• проведение малых педагогических советов, административных советов;
• ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
• посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
• разработка методических рекомендаций учителю;
• анкетирование учащихся, диагностика;
• обследование школьников по запросу родителей;
Содержание и формы работы
• наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
• поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
• составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
• составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
• контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
• формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
• ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
• организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Служба социально-психолого-дефектолого-логопедического сопровождения создана в МОУ СШ №17 в целях оказания социально-психологической поддержки, сопровождения личностного самоопределения, помощи обучающимся, имеющим затруднения в освоении общеобразовательных программ, нарушения в эмоционально-личностной, поведенческой сфере, в развитии устной и письменной речи, а также семьям обучающихся и педагогам школы, нуждающимся в консультативной, диагностической, методической, профилактической помощи специалистов школы.
Наша Служба является структурным подразделением школы. Социальное, психологическое, дефектологическое и логопедическое сопровождение содействует психоречевому, психофизическому, личностному, развитию детей и подростков, развитию их способностей, склонностей, реализации их потенциальных возможностей, создаёт условия для социальной адаптации детей в современном обществе, осуществляет профилактику психофизических отклонений.
В своей деятельности Служба сопровождения руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конвенцией ООН о правах человека, нормативно-правовыми документами Министерства общего образования РФ, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями, распоряжениями государственного органа образования области, муниципальных органов управления образованием, Уставом школы, Положением о Службе.
Общее руководство деятельностью Службы сопровождения осуществляет директор образовательного учреждения, создаёт условия для профессионального роста сотрудников, способствует оснащению специальных кабинетов для социально-психологической поддержки, занятий, создаёт необходимые условия для полноценного функционирования Службы.
Служба сопровождения включает специалистов: социальных педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, тьютора, осуществляющих коррекционно-развивающую деятельность комплексно и во взаимодействии; методиста по профилактической работе, методиста по ОВЗ, заместителя директора по воспитательной работе. Все специалисты службы подчиняются руководителю службы.
Среди основных задач Службы:
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребёнком каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности;
• содействие психическому, психофизическому, личностному развитию детей на всех возрастных ступенях школьного детства;
• своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
• выявление и удовлетворение потребностей обучающихся, педагогов, родителей в получении знаний, а также своевременной помощи: профилактической, коррекционной, развивающей;
• предоставление конкретных видов и форм психолого-социальных, социально-педагогических, дефектологических, логопедических услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной, психологической, дефектологической или логопедической помощи в пределах определённых компетенций.
Психолого-педагогический консилиум МОУ СШ №17 был создан в 2014г.
В задачи психолого-педагогической комиссии (ППк) инклюзивного ОУ входят разработка тактических задач сопровождения, конкретизации последовательности подключения того или иного специалиста или условий, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватные особенностям ребенка и всей ситуации его.
В состав комиссии входят: директор - председатель школьного ППк, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, дефектологи. При необходимости на заседание приглашаются другие педагоги (классный руководитель, учителя-предметники), родители.