person
menu
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

16:46
Как найти ключ к сердцу подростка

Как найти ключ к сердцу подростка?

 

Мы часто слышим о сложности общения детей с родителями и учителями в школе, оправдывая это трудным подростковым возрастом. Давайте немного разберёмся в этом вопросе и поищем ответы и рекомендации – как научиться гармонично взаимодействовать друг с другом.

 Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности и жажды деятельности по словам педагога и писателя Ф. Карлгрена. В подростковом периоде происходит активное усвоение норм поведения и социальных отношений. В связи с этим Я подростка отражается словно в «зеркале» окружающих его людей, прежде всего, своих сверстников.

Желание познать себя усиливает интерес ко всему, что имеет связь с качествами его личности. Подросток познает себя в процессе качественного изменения, т.е. он сравнивает себя с самим собой: каким я был и каким я стал, что я хочу и что я могу. В этом возрасте подросток в большей степени обращает внимание на свои физические и социальные возможности, в поле его наблюдения находятся границы его независимости от окружающих его взрослых, его волнует впечатление, производимое им на общество.

Можно выделить основной способ самопознания подростка: личностную рефлексию, которая уже к 12 – 13 годам концентрирует внимание подростка не на совершаемых им поступках, а на чертах характера и личностных качествах. К 14 – 15 годам развитие личностной рефлексии приводит к повышению общей критичности подростка по отношению к себе. На этом этапе он нуждается в поддержке опытного взрослого. Весьма специфические признаки имеет самооценка подростка, которую отличает оперативный характер, формирующийся на следующей фазе подросткового развития (14 – 15 лет). У подростка развивается способность оценивать не только себя в целом, но и себя в конкретной ситуации. Очевидно, что ситуативная самооценка обладает гораздо большей эффективностью как фактор самоопределения. Неустойчивая, колеблющаяся по своей природе, она показывает, прежде всего, потребность подростка в самоуважении, в признании себя со стороны окружающих. В то же время отсутствие такого признания может существенно снизить самооценку подростка и привести к аномалиям его гармоничного развития.

Важный компонент самоопределения личности – самосовершенствование. Оно отличается от самосовершенствования человека, уже достигшего физиологической, гражданской, социальной зрелости. Самосовершенствование подростка развивается, прежде всего, по линии его самоутверждения: – кем-то быть; – что-то значить; – утвердить себя как личность; – получить признание своей полезности; – любой ценой отстоять свою независимость от взрослых. Подросток стремится расстаться со статусом ребенка и обрести статус взрослого человека. Чем меньше эта потребность удовлетворяется, тем более гипертрофированные формы принимает стремление подростка к независимости и самостоятельности. Самосовершенствование подростка выступает фактором его личностного самоопределения. Происходит формирование нового уровня самосознания. По мнению Д.И. Фельдштейна, стремление подростка проявиться в обществе развивает социальную ответственность как возможности «отвечать за себя на уровне взрослого». Это и формирует социальное отношение к окружающим, а также потребность найти свое место в коллективе.

На этап подростковой школы приходится два кардинально разных нормативных кризиса. Первый – это кризис развития, который совпадает с образовательным кризисом.  Он приходится на младший подростковый возраст (4-6 классы), но попадает на образовательный кризис перехода из начальный в основную школу (из 4 в 5 класс). Второй – это кризис рождения, переживаемый старшими подростками (7-9 классы). Поэтому посредничество и участие взрослых в сопровождении младших и старших подростков имеет существенные особенности.

Давайте подробно рассмотрим кризис младшего школьного возраста. Часто родителями этот кризис не воспринимается серьёзно. Младшие подростки активны, деятельны, азартны. Искренность, открытость и детская доверчивость не оставляют равнодушными к ним взрослых. Тем не менее в пятом классе переживаемый подростками кризис развития накладывается на образовательный кризис, потому что кардинально меняются условия образовательного процесса. В этот период подросток решает три жизненно важные задачи личностного развития: формирование сценария жизни, гендерная идентификация (выбор желаемого образца мужчины и женщины), приобретение навыков в различных областях деятельности. Все эти задачи проявятся на реальных жизненных событиях человека уже после 21 года, а к 30 годам усвоенные ценности будут подвергнуты проверке на прочность.

Важнейшей фигурой отрочества, определяющей дальнейшие человеческие отношения, является фигура значимого взрослого: родителя, учителя, человека, несущего функции воспитания. Мы, являясь неравнодушными значимыми взрослыми, можем повлиять на решение подростковых проблем как с положительной, так и с отрицательной сторон.

Давайте рассмотрим, каким образом мы можем использовать созидательные стратегии при переживании подростками гормональной «бури». Вместо критики стараться демонстрировать ребёнку понимание и принятие особенностей его возраста. Оказывать позитивное влияние на сверстников подростка и других взрослых, например, мотивировать, показывать личный пример гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. Устанавливать и поддерживать необходимые обсуждаемые правила. Быть надёжным и достоверным источником информации о людях, мире, о ценности жизни, семьи, личности.

Одна из самых серьёзных особенностей младшего подростка – повышенная внушаемость. Здесь важно самим проявлять гибкость и вместо запретов, завышенных стандартов, сравнений с другими, демонстрации отрицательных эталонов поведения в семье и обществе, а также других форм негативного поведения, необходимо использовать положительные стратегии созидательного общения. Например, сознательно использовать положительное прямое или косвенное внушение (разговаривать с детьми), поощрять критическое мышление, не соглашаться с искажениями действительности (в СМИ, интернете, соцсетях, в личном общении), учить отделению реальности от фантазии, поощряя ребёнка рассказывать вам о них, вместе играть в игры, обсуждать кино, музыку, книги. Взрослому при этом важно быть самому ответственным и поощрять ребёнка быть ответственным за свои мысли и действия. Пресекать критику, неконструктивное обсуждение и негативное оценивание семьи подростка в его присутствии, а также среди других родителей. Взрослые должны всеми возможностями поддерживать интересы ребёнка и позволять сформироваться жизненно важным качествам ребёнка.

Зачастую младший подросток имеет неадекватную самооценку, в том числе завышенную. Здесь очень важно деликатно его направлять в саморазвитии. Родителям необходимо настаивать на выполнении работы по дому, желательно поощрять и поддерживать в проявлении инициативы. Учителям в школе делегировать ребёнку обязанности в классе, чтобы ребёнок понимал ответственность и необходимость в этой работе, то есть чувствовал себя нужным. Ребёнку важно свои достижения сравнивать со своим собственным уровнем достижений, то есть замечать не только результат, но и тот труд, который он совершил, достигая его. Мы можем поощрять детей при обучении чему-то новому, развивать умения и навыки, поддерживать усилия подростка делать что-либо самостоятельно, поддерживать у него чувство уверенности в себе, оказывать поддержку в активной познавательной деятельности.

Важно всегда помнить, что дети – самое дорогое, что у нас есть. И от того, найдём ли мы ключ к их сердцам и будут ли они чувствовать нашу поддержку, зависит наше общее будущее.

 

 

 

 

Просмотров: 43 | Добавил: Admin
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]