person
menu
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

«Причины трудностей обучения чтению и письму у     первоклассников»

 

Ваши дети  пошли в школу и они  абсолютно все разные.  У них у всех формируется свой тип мышления, своя стратегия: левополушарная, правополушарная, равнополушарная. У них у всех разные каналы восприятия: аудиалы, визуалы, кинестетики. Они все с разным темпераментом: сангвиники, холерики, флегматики. Они – мальчики и девочки. Все имеют свои индивидуальные особенности. И все это надо  учитывать в работе с детьми.

 

Давайте рассмотрим детей, которые входят в группы риска:

1 Дети, не посещавшие детский сад, но имеющие в анамнезе проблемы речевого и общего развития.

2 Дети, посещавшие логопедические группы в детском  саду.

3 Дети, не владеющие или плохо владеющие русским языком- билингвы, но при этом, имеющие проблемы с развитием устной речи и в родном языке.

4 Дети с СДВГ и СДВ.

 

Что должно насторожить родителей будущих первоклассников:

 

Логопедические проблемы:

 

- Развитие устной речи не соответствует возрастным нормам.

- Дети, у которых были проблемы со звукопроизношением, но процесс автоматизации не был завершён и проблемы сохранились.

- Ребёнок не может правильно перечислить времена суток, дни недели, месяцы, времена года.

- Большое затруднение вызывает заучивание стихов, даже коротких. Он переставляет слова, или вообще не в состоянии повторить предложенные строки.

- С трудом запоминает буквы, слова, понятия.

- При произношении слов делает много «непонятных» ошибок – пропускает звуки, переставляет слова, заменяет один звук на другой, добавляет не только лишние звуки, но и слоги.

 

Регуляторные и моторные трудности:

 

- Ребёнок неловкий, «все углы его».

- Плохая координация в подвижных играх.

- Проблемы с развитием мелкой моторики.

- Неправильно держит ручку, карандаш. Часто неправильно держит ложку.

-Неусидчив, невнимателен. Не может сконцентрироваться на достаточное время для выполнения задания. Не доводит начатое дело до конца.

-Темп выполнения заданий замедлен и это может быть не связано с общим темпом его деятельности.

- Дети с СДВГ.

 

Зрительно-пространственные сложности:

 

- Ребёнок (независимо от возраста) плохо ориентируется в понятиях «право»    «лево».

- При рисовании или письме «зеркалит».

- Может чертить, рисовать или показывать справа-налево.

- Может игнорировать то, что находится слева, вплоть до целой страницы.

 -Часто путает при чтении и на письме буквы, похожие графически.

-Не любит игры, требующие пространственного мышления.

 

 

Готовность к школьному обучению условно можно разделить на четыре вида:

• физиологическая,

• социально-личностная

• психологическая

• интеллектуальная

 

Физиологическая готовность –это степень развития всех функционалных систем организма.

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а степень функциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости». Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. Физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее.

 

Социально-личностная готовность определяется уровнем развития эмоционально- волевой сферы ребенка.

Специалисты часто видят, что дети, с точки зрения родителей готовые к обучению в школе – и читают, и считают, и даже пишут письменными буквами – не готовы к систематическому обучению и изменению социальной позиции, к изменению своего социального статуса.

 

Психологическая готовность – определяется уровнем развития мотивации к обучению в школе.

           Признаки правильно сформированной мотивации выпускника:

- принятие позиции школьника;

- потребность в общении;

- умение подчиняться правилам и интересам группы;

- способность устанавливать отношения с другими детьми;

- способность действовать совместно с другими детьми.

 

Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития:

- внимания;

- памяти;

- мышления;

- речи;

- зрительно-моторной координации;

- кругозора.

                         

Дошкольник – это ребенок от рождения и до 6-7 лет. У дошкольника ведущей деятельностью является игровая, он развивается и познает мир через процесс игры. У школьника на смену игровой деятельности приходит познавательная активность, способствующая формированию учебной деятельности.

          В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходят значительные физиологические и психологические изменения. Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении, так и в физиологии.

 

Также трудности могут быть  обусловлены рядом причин органического или социального характера:

•  Органическое повреждение и недоразвитие корковых зон головного мозга, задействованных в процессе чтения и письма (эндогенные и экзогенные причины разного уровня развития ребёнка (пренатальные, натальные, постнатальные).

•   Наследственность.

• Незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи.

•   Соматическая ослабленность ребенка.

•   Неправильная речевая среда, в которой растет ребенок.

•   Речевые нарушения.

•   Билингвизм.

•   Неблагоприятная социальная обстановка в семье.

 

Данные биохимиков и нейрофизиологов.

Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатывают такие нейротрансмиттеры, как гамма-аминомасляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным. Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождаются адреналин и кортизол, которые снижают способность к учению и запоминанию.

 

Всё, о чём мы говорили, составляет фундамент для будущего обучения в школе у сегодняшнего дошкольника.

 

                 Успехов Вам, дорогие родители!

    

 

 

 

                                                       Учитель-логопед МО СШ № 17

                                                        Н.И.Зотова

 

Просмотров: 32 | Добавил: Admin | Дата: 23.02.2024 | Комментарии (0)

Как помочь ребенку быть продуктивным?

Трекер привычек для детей – помощник родителям.

Трекер привычек помогает найти мотивацию для выполнения даже самых унылых дел. Это такой игровой элемент, который помогает добавить в обычную жизнь краски, делая эту самую жизнь куда проще и веселее.

А детям без игр попросту не обойтись, ведь именно через игры дети взаимодействуют с окружающим миром и познают его. Если добавить игровую составляющую в обучение и воспитание ребенка, то оно пойдет куда лучше и эффективнее, ведь желание к обучению пробудится у самого ребенка, что, согласитесь, немаловажно.

Конечно, можно упорно работать с ребенком и “вбивать” в него все силой, но, добавив в процесс игру, ребенок перестанет сопротивляться. То есть, не желаемая работа для ребенка превратится в желаемую.

Приучить ребенка к чему-либо можно используя детский трекер привычек. Пример трекера: в левом столбце - список привычек, наверху - даты. Когда выполнили задание, ставим галочку, крестик, точку, закрашиваем клеточку - как больше нравится.

Настало время понять принцип составления трекера, дабы его коэффициент полезного действия был максимальным.

1. Задания должны быть попроще в сравнении со взрослым трекером. Ведь мы можем быть максимально требовательны к себе, но не к ребенку. Задания должны быть предельно понятными для ребенка, медленно формируя фундамент его личности. Содержимое заданий лучше заранее обговорить со своим чадом.

2. Сам трекер следует красочно оформить. В идеале, ребенок сам должен заняться его оформлением. С вашей минимальной помощью, естественно. Вам следует рассказать ребенку про трекер, для чего он нужен и как его составлять. Для совсем маленьких детей можно сделать простенький шаблон. От ребенка требуются декоративно украсить его какими-будь красками, деревьями, мультяшными персонажами, чем угодно.

3. Следует повесить трекер на какое-нибудь доступное и максимально обозримое место. Чтобы ребенок мог сам рисовать кружочки и всегда лицезреть свой прогресс. С каждым днем, мотивация должна все расти и расти. Особенно, если в конце ребенка ждет какой-нибудь приз, ведь ничто не мотивирует лучше, чем, грубо говоря, жажда получить что-нибудь ценное.

4. Не забывайте контролировать ребенка. Ведь он может пытаться жульничать и просто закрашивать кружочки. Но старайтесь контролировать ненавязчиво: если заданием является чтение книг - спрашивайте его об их содержании, если заданием является занятие спортом - просите его показать вам упражнения. Главное, чтобы ребенок не чувствовал от вас недоверие, а исключительно интерес.

Если есть желание покреативить, посмотрите в сети интернет, как оформляют трекеры другие.

Даже если ваш ребенок уже подросток, будьте в курсе, помогите прописать привычки, над которыми он будет работать. Поддерживайте, хвалите его! Помните, что начинать необходимо с малого. Не стоит перегружать ребенка.

Какие привычки можно вырабатывать? Например: сон не менее 8 часов, подъем в 6 утра, отбой в 10 вечера, зарядка 10 минут, правильное питание, контрастный душ, чистить зубы (в том числе перед сном), чтение (10 стр. в день), английский (учить 5 новых слов каждый день), уборка-помощь по дому, самообслуживание, собирать портфель с вечера, уход за животными (прогулка, мыть лоток, миску), сесть на шпагат (каждый день делать упражнение на растяжку), отжиматься. Не ворчать, не ругаться, начинать день с улыбки, благодарить, сделать доброе дело и т.п. Всё что угодно!

Прописываем в трекере привычки, над которыми работаем и отмечаем каждый день их выполнение (рисуем смайлик, ставим «+», галочку, разукрашиваем) или не выполнение (кружок остается пустым). Поддерживаем детей, хвалим, вдохновляем личным примером!

С примерами можно ознакомиться здесь и здесь

Подготовила педагог-психолог Белова Е.И.

Просмотров: 28 | Добавил: Admin | Дата: 22.02.2024 | Комментарии (0)

Как найти ключ к сердцу подростка?

 

Мы часто слышим о сложности общения детей с родителями и учителями в школе, оправдывая это трудным подростковым возрастом. Давайте немного разберёмся в этом вопросе и поищем ответы и рекомендации – как научиться гармонично взаимодействовать друг с другом.

 Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности и жажды деятельности по словам педагога и писателя Ф. Карлгрена. В подростковом периоде происходит активное усвоение норм поведения и социальных отношений. В связи с этим Я подростка отражается словно в «зеркале» окружающих его людей, прежде всего, своих сверстников.

Желание познать себя усиливает интерес ко всему, что имеет связь с качествами его личности. Подросток познает себя в процессе качественного изменения, т.е. он сравнивает себя с самим собой: каким я был и каким я стал, что я хочу и что я могу. В этом возрасте подросток в большей степени обращает внимание на свои физические и социальные возможности, в поле его наблюдения находятся границы его независимости от окружающих его взрослых, его волнует впечатление, производимое им на общество.

Можно выделить основной способ самопознания подростка: личностную рефлексию, которая уже к 12 – 13 годам концентрирует внимание подростка не на совершаемых им поступках, а на чертах характера и личностных качествах. К 14 – 15 годам развитие личностной рефлексии приводит к повышению общей критичности подростка по отношению к себе. На этом этапе он нуждается в поддержке опытного взрослого. Весьма специфические признаки имеет самооценка подростка, которую отличает оперативный характер, формирующийся на следующей фазе подросткового развития (14 – 15 лет). У подростка развивается способность оценивать не только себя в целом, но и себя в конкретной ситуации. Очевидно, что ситуативная самооценка обладает гораздо большей эффективностью как фактор самоопределения. Неустойчивая, колеблющаяся по своей природе, она показывает, прежде всего, потребность подростка в самоуважении, в признании себя со стороны окружающих. В то же время отсутствие такого признания может существенно снизить самооценку подростка и привести к аномалиям его гармоничного развития.

Важный компонент самоопределения личности – самосовершенствование. Оно отличается от самосовершенствования человека, уже достигшего физиологической, гражданской, социальной зрелости. Самосовершенствование подростка развивается, прежде всего, по линии его самоутверждения: – кем-то быть; – что-то значить; – утвердить себя как личность; – получить признание своей полезности; – любой ценой отстоять свою независимость от взрослых. Подросток стремится расстаться со статусом ребенка и обрести статус взрослого человека. Чем меньше эта потребность удовлетворяется, тем более гипертрофированные формы принимает стремление подростка к независимости и самостоятельности. Самосовершенствование подростка выступает фактором его личностного самоопределения. Происходит формирование нового уровня самосознания. По мнению Д.И. Фельдштейна, стремление подростка проявиться в обществе развивает социальную ответственность как возможности «отвечать за себя на уровне взрослого». Это и формирует социальное отношение к окружающим, а также потребность найти свое место в коллективе.

На этап подростковой школы приходится два кардинально разных нормативных кризиса. Первый – это кризис развития, который совпадает с образовательным кризисом.  Он приходится на младший подростковый возраст (4-6 классы), но попадает на образовательный кризис перехода из начальный в основную школу (из 4 в 5 класс). Второй – это кризис рождения, переживаемый старшими подростками (7-9 классы). Поэтому посредничество и участие взрослых в сопровождении младших и старших подростков имеет существенные особенности.

Давайте подробно рассмотрим кризис младшего школьного возраста. Часто родителями этот кризис не воспринимается серьёзно. Младшие подростки активны, деятельны, азартны. Искренность, открытость и детская доверчивость не оставляют равнодушными к ним взрослых. Тем не менее в пятом классе переживаемый подростками кризис развития накладывается на образовательный кризис, потому что кардинально меняются условия образовательного процесса. В этот период подросток решает три жизненно важные задачи личностного развития: формирование сценария жизни, гендерная идентификация (выбор желаемого образца мужчины и женщины), приобретение навыков в различных областях деятельности. Все эти задачи проявятся на реальных жизненных событиях человека уже после 21 года, а к 30 годам усвоенные ценности будут подвергнуты проверке на прочность.

Важнейшей фигурой отрочества, определяющей дальнейшие человеческие отношения, является фигура значимого взрослого: родителя, учителя, человека, несущего функции воспитания. Мы, являясь неравнодушными значимыми взрослыми, можем повлиять на решение подростковых проблем как с положительной, так и с отрицательной сторон.

Давайте рассмотрим, каким образом мы можем использовать созидательные стратегии при переживании подростками гормональной «бури». Вместо критики стараться демонстрировать ребёнку понимание и принятие особенностей его возраста. Оказывать позитивное влияние на сверстников подростка и других взрослых, например, мотивировать, показывать личный пример гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. Устанавливать и поддерживать необходимые обсуждаемые правила. Быть надёжным и достоверным источником информации о людях, мире, о ценности жизни, семьи, личности.

Одна из самых серьёзных особенностей младшего подростка – повышенная внушаемость. Здесь важно самим проявлять гибкость и вместо запретов, завышенных стандартов, сравнений с другими, демонстрации отрицательных эталонов поведения в семье и обществе, а также других форм негативного поведения, необходимо использовать положительные стратегии созидательного общения. Например, сознательно использовать положительное прямое или косвенное внушение (разговаривать с детьми), поощрять критическое мышление, не соглашаться с искажениями действительности (в СМИ, интернете, соцсетях, в личном общении), учить отделению реальности от фантазии, поощряя ребёнка рассказывать вам о них, вместе играть в игры, обсуждать кино, музыку, книги. Взрослому при этом важно быть самому ответственным и поощрять ребёнка быть ответственным за свои мысли и действия. Пресекать критику, неконструктивное обсуждение и негативное оценивание семьи подростка в его присутствии, а также среди других родителей. Взрослые должны всеми возможностями поддерживать интересы ребёнка и позволять сформироваться жизненно важным качествам ребёнка.

Зачастую младший подросток имеет неадекватную самооценку, в том числе завышенную. Здесь очень важно деликатно его направлять в саморазвитии. Родителям необходимо настаивать на выполнении работы по дому, желательно поощрять и поддерживать в проявлении инициативы. Учителям в школе делегировать ребёнку обязанности в классе, чтобы ребёнок понимал ответственность и необходимость в этой работе, то есть чувствовал себя нужным. Ребёнку важно свои достижения сравнивать со своим собственным уровнем достижений, то есть замечать не только результат, но и тот труд, который он совершил, достигая его. Мы можем поощрять детей при обучении чему-то новому, развивать умения и навыки, поддерживать усилия подростка делать что-либо самостоятельно, поддерживать у него чувство уверенности в себе, оказывать поддержку в активной познавательной деятельности.

Важно всегда помнить, что дети – самое дорогое, что у нас есть. И от того, найдём ли мы ключ к их сердцам и будут ли они чувствовать нашу поддержку, зависит наше общее будущее.

 

 

 

 

Просмотров: 30 | Добавил: Admin | Дата: 19.02.2024 | Комментарии (0)

Как помочь ребенку быть продуктивным?

Трекер привычек для детей – помощник родителям.

Трекер привычек помогает найти мотивацию для выполнения даже самых унылых дел. Это такой игровой элемент, который помогает добавить в обычную жизнь краски, делая эту самую жизнь куда проще и веселее.

А детям без игр попросту не обойтись, ведь именно через игры дети взаимодействуют с окружающим миром и познают его. Если добавить игровую составляющую в обучение и воспитание ребенка, то оно пойдет куда лучше и эффективнее, ведь желание к обучению пробудится у самого ребенка, что, согласитесь, немаловажно.

Конечно, можно упорно работать с ребенком и “вбивать” в него все силой, но, добавив в процесс игру, ребенок перестанет сопротивляться. То есть, не желаемая работа для ребенка превратится в желаемую.

Приучить ребенка к чему-либо можно используя детский трекер привычек. Пример трекера: в левом столбце - список привычек, наверху - даты. Когда выполнили задание, ставим галочку, крестик, точку, закрашиваем клеточку - как больше нравится.

Настало время понять принцип составления трекера, дабы его коэффициент полезного действия был максимальным.

1. Задания должны быть попроще в сравнении со взрослым трекером. Ведь мы можем быть максимально требовательны к себе, но не к ребенку. Задания должны быть предельно понятными для ребенка, медленно формируя фундамент его личности. Содержимое заданий лучше заранее обговорить со своим чадом.

2. Сам трекер следует красочно оформить. В идеале, ребенок сам должен заняться его оформлением. С вашей минимальной помощью, естественно. Вам следует рассказать ребенку про трекер, для чего он нужен и как его составлять. Для совсем маленьких детей можно сделать простенький шаблон. От ребенка требуются декоративно украсить его какими-будь красками, деревьями, мультяшными персонажами, чем угодно.

3. Следует повесить трекер на какое-нибудь доступное и максимально обозримое место. Чтобы ребенок мог сам рисовать кружочки и всегда лицезреть свой прогресс. С каждым днем, мотивация должна все расти и расти. Особенно, если в конце ребенка ждет какой-нибудь приз, ведь ничто не мотивирует лучше, чем, грубо говоря, жажда получить что-нибудь ценное.

4. Не забывайте контролировать ребенка. Ведь он может пытаться жульничать и просто закрашивать кружочки. Но старайтесь контролировать ненавязчиво: если заданием является чтение книг - спрашивайте его об их содержании, если заданием является занятие спортом - просите его показать вам упражнения. Главное, чтобы ребенок не чувствовал от вас недоверие, а исключительно интерес.

Если есть желание покреативить, посмотрите в сети интернет, как оформляют трекеры другие.

Даже если ваш ребенок уже подросток, будьте в курсе, помогите прописать привычки, над которыми он будет работать. Поддерживайте, хвалите его! Помните, что начинать необходимо с малого. Не стоит перегружать ребенка.

Какие привычки можно вырабатывать? Например: сон не менее 8 часов, подъем в 6 утра, отбой в 10 вечера, зарядка 10 минут, правильное питание, контрастный душ, чистить зубы (в том числе перед сном), чтение (10 стр. в день), английский (учить 5 новых слов каждый день), уборка-помощь по дому, самообслуживание, собирать портфель с вечера, уход за животными (прогулка, мыть лоток, миску), сесть на шпагат (каждый день делать упражнение на растяжку), отжиматься. Не ворчать, не ругаться, начинать день с улыбки, благодарить, сделать доброе дело и т.п. Всё что угодно!

Прописываем в трекере привычки, над которыми работаем и отмечаем каждый день их выполнение (рисуем смайлик, ставим «+», галочку, разукрашиваем) или не выполнение (кружок остается пустым). Поддерживаем детей, хвалим, вдохновляем личным примером!

С примерами можно ознакомиться здесь и здесь

Подготовила педагог-психолог Белова Е.И.

Просмотров: 30 | Добавил: Admin | Дата: 19.02.2024 | Комментарии (0)

Поздравляем ученицу школу, ставшую призером городского эколого-биологического конкурса «Лучший знаток биологии и экологии» среди 9-х классов (руководители Сахнов В.И., учитель биологии, Сахнова М.П., учитель биологии)!

 

 

Поздравляем тьютора школы Говорову Н.Ю., ставшую победителем Всероссийской историко-патриотической олимпиады «Сталинградская битва: память о стойкости и мужестве»!

 

Просмотров: 42 | Добавил: Admin | Дата: 16.02.2024 | Комментарии (0)

2 февраля состоялся телемост между МОУ СШ № 17 г. Волжского, МБОУ Гимназия № 6 г. Донецка и ГОУ ЛНР "СЛСПШ пгт Петровка". С приветственным словом к участникам обратились депутаты Волжской городской Думы Лазарева В.П. и Воеводин К.И., представители общественной организации «Дети Сталинграда», первичного отделения Совета ветеранов 21-22 микрорайонов. В рамках телемоста были подготовлены выступления учеников трех школ. Среди зрителей нашей школы были победители первого этапа школьной акции «Парта Героя» среди учеников 5-8 классов. Ученики начальных классов приняли участие в митинге, посвященном 81 годовщине победы под Сталинградом https://vk.com/vlz_school_17?w=wall-172725554_7758

Видеоотчет о телемосте можно посмотреть здесь

https://vk.com/vlz_school_17?w=wall-172725554_7753

Просмотров: 82 | Добавил: Admin | Дата: 06.02.2024 | Комментарии (0)

Поздравляем Марещенкову Варвару, обучающуюся 10б класса, призера отборочного этапа межрегиональной олимпиады по праву «Фемида» для учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов, учитель Гребенникова Д.Ю.!

 

Просмотров: 59 | Добавил: Admin | Дата: 06.02.2024 | Комментарии (0)

  1. В рамках работы дискуссионного клуба «Позиция» состоялся очередной тур школьных дебатов по теме «Вейпинг- очередная дань моде». Команда утверждения была представлена педагогами школы, команда отрицания – учениками 9 е класса.
Просмотров: 86 | Добавил: Admin | Дата: 06.02.2024 | Комментарии (0)

В январе на базе школы прошел муниципальный этап регионального детско-юношеского театрального творчества «Волшебная рампа». Подробнее можно посмотреть здесь https://www.volzsky.ru/index.php?wx=16&wx2=72131

https://vk.com/vlz_school_17?w=wall-172725554_7635

Просмотров: 82 | Добавил: Admin | Дата: 06.02.2024 | Комментарии (0)

« 1 2 3 4 5 ... 70 71 »