«Причины трудностей обучения чтению и письму у первоклассников»
Ваши дети пошли в школу и они абсолютно все разные. У них у всех формируется свой тип мышления, своя стратегия: левополушарная, правополушарная, равнополушарная. У них у всех разные каналы восприятия: аудиалы, визуалы, кинестетики. Они все с разным темпераментом: сангвиники, холерики, флегматики. Они – мальчики и девочки. Все имеют свои индивидуальные особенности. И все это надо учитывать в работе с детьми.
Давайте рассмотрим детей, которые входят в группы риска: 1 Дети, не посещавшие детский сад, но имеющие в анамнезе проблемы речевого и общего развития. 2 Дети, посещавшие логопедические группы в детском саду. 3 Дети, не владеющие или плохо владеющие русским языком- билингвы, но при этом, имеющие проблемы с развитием устной речи и в родном языке. 4 Дети с СДВГ и СДВ.
Что должно насторожить родителей будущих первоклассников:
Логопедические проблемы:
- Развитие устной речи не соответствует возрастным нормам. - Дети, у которых были проблемы со звукопроизношением, но процесс автоматизации не был завершён и проблемы сохранились. - Ребёнок не может правильно перечислить времена суток, дни недели, месяцы, времена года. - Большое затруднение вызывает заучивание стихов, даже коротких. Он переставляет слова, или вообще не в состоянии повторить предложенные строки. - С трудом запоминает буквы, слова, понятия. - При произношении слов делает много «непонятных» ошибок – пропускает звуки, переставляет слова, заменяет один звук на другой, добавляет не только лишние звуки, но и слоги.
Регуляторные и моторные трудности:
- Ребёнок неловкий, «все углы его». - Плохая координация в подвижных играх. - Проблемы с развитием мелкой моторики. - Неправильно держит ручку, карандаш. Часто неправильно держит ложку. -Неусидчив, невнимателен. Не может сконцентрироваться на достаточное время для выполнения задания. Не доводит начатое дело до конца. -Темп выполнения заданий замедлен и это может быть не связано с общим темпом его деятельности. - Дети с СДВГ.
Зрительно-пространственные сложности:
- Ребёнок (независимо от возраста) плохо ориентируется в понятиях «право» «лево». - При рисовании или письме «зеркалит». - Может чертить, рисовать или показывать справа-налево. - Может игнорировать то, что находится слева, вплоть до целой страницы. -Часто путает при чтении и на письме буквы, похожие графически. -Не любит игры, требующие пространственного мышления.
Готовность к школьному обучению условно можно разделить на четыре вида: • физиологическая, • социально-личностная • психологическая • интеллектуальная
Физиологическая готовность –это степень развития всех функционалных систем организма. В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а степень функциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости». Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. Физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее.
Социально-личностная готовность определяется уровнем развития эмоционально- волевой сферы ребенка. Специалисты часто видят, что дети, с точки зрения родителей готовые к обучению в школе – и читают, и считают, и даже пишут письменными буквами – не готовы к систематическому обучению и изменению социальной позиции, к изменению своего социального статуса.
Психологическая готовность – определяется уровнем развития мотивации к обучению в школе. Признаки правильно сформированной мотивации выпускника: - принятие позиции школьника; - потребность в общении; - умение подчиняться правилам и интересам группы; - способность устанавливать отношения с другими детьми; - способность действовать совместно с другими детьми.
Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития: - внимания; - памяти; - мышления; - речи; - зрительно-моторной координации; - кругозора.
Дошкольник – это ребенок от рождения и до 6-7 лет. У дошкольника ведущей деятельностью является игровая, он развивается и познает мир через процесс игры. У школьника на смену игровой деятельности приходит познавательная активность, способствующая формированию учебной деятельности. В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходят значительные физиологические и психологические изменения. Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении, так и в физиологии.
Также трудности могут быть обусловлены рядом причин органического или социального характера: • Органическое повреждение и недоразвитие корковых зон головного мозга, задействованных в процессе чтения и письма (эндогенные и экзогенные причины разного уровня развития ребёнка (пренатальные, натальные, постнатальные). • Наследственность. • Незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи. • Соматическая ослабленность ребенка. • Неправильная речевая среда, в которой растет ребенок. • Речевые нарушения. • Билингвизм. • Неблагоприятная социальная обстановка в семье.
Данные биохимиков и нейрофизиологов. Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатывают такие нейротрансмиттеры, как гамма-аминомасляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным. Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождаются адреналин и кортизол, которые снижают способность к учению и запоминанию.
Всё, о чём мы говорили, составляет фундамент для будущего обучения в школе у сегодняшнего дошкольника.
Успехов Вам, дорогие родители!
Учитель-логопед МО СШ № 17 Н.И.Зотова
|
Как помочь ребенку быть продуктивным? Трекер привычек для детей – помощник родителям. Трекер привычек помогает найти мотивацию для выполнения даже самых унылых дел. Это такой игровой элемент, который помогает добавить в обычную жизнь краски, делая эту самую жизнь куда проще и веселее. А детям без игр попросту не обойтись, ведь именно через игры дети взаимодействуют с окружающим миром и познают его. Если добавить игровую составляющую в обучение и воспитание ребенка, то оно пойдет куда лучше и эффективнее, ведь желание к обучению пробудится у самого ребенка, что, согласитесь, немаловажно. Конечно, можно упорно работать с ребенком и “вбивать” в него все силой, но, добавив в процесс игру, ребенок перестанет сопротивляться. То есть, не желаемая работа для ребенка превратится в желаемую. Приучить ребенка к чему-либо можно используя детский трекер привычек. Пример трекера: в левом столбце - список привычек, наверху - даты. Когда выполнили задание, ставим галочку, крестик, точку, закрашиваем клеточку - как больше нравится. Настало время понять принцип составления трекера, дабы его коэффициент полезного действия был максимальным. 1. Задания должны быть попроще в сравнении со взрослым трекером. Ведь мы можем быть максимально требовательны к себе, но не к ребенку. Задания должны быть предельно понятными для ребенка, медленно формируя фундамент его личности. Содержимое заданий лучше заранее обговорить со своим чадом. 2. Сам трекер следует красочно оформить. В идеале, ребенок сам должен заняться его оформлением. С вашей минимальной помощью, естественно. Вам следует рассказать ребенку про трекер, для чего он нужен и как его составлять. Для совсем маленьких детей можно сделать простенький шаблон. От ребенка требуются декоративно украсить его какими-будь красками, деревьями, мультяшными персонажами, чем угодно. 3. Следует повесить трекер на какое-нибудь доступное и максимально обозримое место. Чтобы ребенок мог сам рисовать кружочки и всегда лицезреть свой прогресс. С каждым днем, мотивация должна все расти и расти. Особенно, если в конце ребенка ждет какой-нибудь приз, ведь ничто не мотивирует лучше, чем, грубо говоря, жажда получить что-нибудь ценное. 4. Не забывайте контролировать ребенка. Ведь он может пытаться жульничать и просто закрашивать кружочки. Но старайтесь контролировать ненавязчиво: если заданием является чтение книг - спрашивайте его об их содержании, если заданием является занятие спортом - просите его показать вам упражнения. Главное, чтобы ребенок не чувствовал от вас недоверие, а исключительно интерес. Если есть желание покреативить, посмотрите в сети интернет, как оформляют трекеры другие. Даже если ваш ребенок уже подросток, будьте в курсе, помогите прописать привычки, над которыми он будет работать. Поддерживайте, хвалите его! Помните, что начинать необходимо с малого. Не стоит перегружать ребенка. Какие привычки можно вырабатывать? Например: сон не менее 8 часов, подъем в 6 утра, отбой в 10 вечера, зарядка 10 минут, правильное питание, контрастный душ, чистить зубы (в том числе перед сном), чтение (10 стр. в день), английский (учить 5 новых слов каждый день), уборка-помощь по дому, самообслуживание, собирать портфель с вечера, уход за животными (прогулка, мыть лоток, миску), сесть на шпагат (каждый день делать упражнение на растяжку), отжиматься. Не ворчать, не ругаться, начинать день с улыбки, благодарить, сделать доброе дело и т.п. Всё что угодно! Прописываем в трекере привычки, над которыми работаем и отмечаем каждый день их выполнение (рисуем смайлик, ставим «+», галочку, разукрашиваем) или не выполнение (кружок остается пустым). Поддерживаем детей, хвалим, вдохновляем личным примером! С примерами можно ознакомиться здесь и здесь Подготовила педагог-психолог Белова Е.И. |
Как найти ключ к сердцу подростка?
Мы часто слышим о сложности общения детей с родителями и учителями в школе, оправдывая это трудным подростковым возрастом. Давайте немного разберёмся в этом вопросе и поищем ответы и рекомендации – как научиться гармонично взаимодействовать друг с другом. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности и жажды деятельности по словам педагога и писателя Ф. Карлгрена. В подростковом периоде происходит активное усвоение норм поведения и социальных отношений. В связи с этим Я подростка отражается словно в «зеркале» окружающих его людей, прежде всего, своих сверстников. Желание познать себя усиливает интерес ко всему, что имеет связь с качествами его личности. Подросток познает себя в процессе качественного изменения, т.е. он сравнивает себя с самим собой: каким я был и каким я стал, что я хочу и что я могу. В этом возрасте подросток в большей степени обращает внимание на свои физические и социальные возможности, в поле его наблюдения находятся границы его независимости от окружающих его взрослых, его волнует впечатление, производимое им на общество. Можно выделить основной способ самопознания подростка: личностную рефлексию, которая уже к 12 – 13 годам концентрирует внимание подростка не на совершаемых им поступках, а на чертах характера и личностных качествах. К 14 – 15 годам развитие личностной рефлексии приводит к повышению общей критичности подростка по отношению к себе. На этом этапе он нуждается в поддержке опытного взрослого. Весьма специфические признаки имеет самооценка подростка, которую отличает оперативный характер, формирующийся на следующей фазе подросткового развития (14 – 15 лет). У подростка развивается способность оценивать не только себя в целом, но и себя в конкретной ситуации. Очевидно, что ситуативная самооценка обладает гораздо большей эффективностью как фактор самоопределения. Неустойчивая, колеблющаяся по своей природе, она показывает, прежде всего, потребность подростка в самоуважении, в признании себя со стороны окружающих. В то же время отсутствие такого признания может существенно снизить самооценку подростка и привести к аномалиям его гармоничного развития. Важный компонент самоопределения личности – самосовершенствование. Оно отличается от самосовершенствования человека, уже достигшего физиологической, гражданской, социальной зрелости. Самосовершенствование подростка развивается, прежде всего, по линии его самоутверждения: – кем-то быть; – что-то значить; – утвердить себя как личность; – получить признание своей полезности; – любой ценой отстоять свою независимость от взрослых. Подросток стремится расстаться со статусом ребенка и обрести статус взрослого человека. Чем меньше эта потребность удовлетворяется, тем более гипертрофированные формы принимает стремление подростка к независимости и самостоятельности. Самосовершенствование подростка выступает фактором его личностного самоопределения. Происходит формирование нового уровня самосознания. По мнению Д.И. Фельдштейна, стремление подростка проявиться в обществе развивает социальную ответственность как возможности «отвечать за себя на уровне взрослого». Это и формирует социальное отношение к окружающим, а также потребность найти свое место в коллективе. На этап подростковой школы приходится два кардинально разных нормативных кризиса. Первый – это кризис развития, который совпадает с образовательным кризисом. Он приходится на младший подростковый возраст (4-6 классы), но попадает на образовательный кризис перехода из начальный в основную школу (из 4 в 5 класс). Второй – это кризис рождения, переживаемый старшими подростками (7-9 классы). Поэтому посредничество и участие взрослых в сопровождении младших и старших подростков имеет существенные особенности. Давайте подробно рассмотрим кризис младшего школьного возраста. Часто родителями этот кризис не воспринимается серьёзно. Младшие подростки активны, деятельны, азартны. Искренность, открытость и детская доверчивость не оставляют равнодушными к ним взрослых. Тем не менее в пятом классе переживаемый подростками кризис развития накладывается на образовательный кризис, потому что кардинально меняются условия образовательного процесса. В этот период подросток решает три жизненно важные задачи личностного развития: формирование сценария жизни, гендерная идентификация (выбор желаемого образца мужчины и женщины), приобретение навыков в различных областях деятельности. Все эти задачи проявятся на реальных жизненных событиях человека уже после 21 года, а к 30 годам усвоенные ценности будут подвергнуты проверке на прочность. Важнейшей фигурой отрочества, определяющей дальнейшие человеческие отношения, является фигура значимого взрослого: родителя, учителя, человека, несущего функции воспитания. Мы, являясь неравнодушными значимыми взрослыми, можем повлиять на решение подростковых проблем как с положительной, так и с отрицательной сторон. Давайте рассмотрим, каким образом мы можем использовать созидательные стратегии при переживании подростками гормональной «бури». Вместо критики стараться демонстрировать ребёнку понимание и принятие особенностей его возраста. Оказывать позитивное влияние на сверстников подростка и других взрослых, например, мотивировать, показывать личный пример гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. Устанавливать и поддерживать необходимые обсуждаемые правила. Быть надёжным и достоверным источником информации о людях, мире, о ценности жизни, семьи, личности. Одна из самых серьёзных особенностей младшего подростка – повышенная внушаемость. Здесь важно самим проявлять гибкость и вместо запретов, завышенных стандартов, сравнений с другими, демонстрации отрицательных эталонов поведения в семье и обществе, а также других форм негативного поведения, необходимо использовать положительные стратегии созидательного общения. Например, сознательно использовать положительное прямое или косвенное внушение (разговаривать с детьми), поощрять критическое мышление, не соглашаться с искажениями действительности (в СМИ, интернете, соцсетях, в личном общении), учить отделению реальности от фантазии, поощряя ребёнка рассказывать вам о них, вместе играть в игры, обсуждать кино, музыку, книги. Взрослому при этом важно быть самому ответственным и поощрять ребёнка быть ответственным за свои мысли и действия. Пресекать критику, неконструктивное обсуждение и негативное оценивание семьи подростка в его присутствии, а также среди других родителей. Взрослые должны всеми возможностями поддерживать интересы ребёнка и позволять сформироваться жизненно важным качествам ребёнка. Зачастую младший подросток имеет неадекватную самооценку, в том числе завышенную. Здесь очень важно деликатно его направлять в саморазвитии. Родителям необходимо настаивать на выполнении работы по дому, желательно поощрять и поддерживать в проявлении инициативы. Учителям в школе делегировать ребёнку обязанности в классе, чтобы ребёнок понимал ответственность и необходимость в этой работе, то есть чувствовал себя нужным. Ребёнку важно свои достижения сравнивать со своим собственным уровнем достижений, то есть замечать не только результат, но и тот труд, который он совершил, достигая его. Мы можем поощрять детей при обучении чему-то новому, развивать умения и навыки, поддерживать усилия подростка делать что-либо самостоятельно, поддерживать у него чувство уверенности в себе, оказывать поддержку в активной познавательной деятельности. Важно всегда помнить, что дети – самое дорогое, что у нас есть. И от того, найдём ли мы ключ к их сердцам и будут ли они чувствовать нашу поддержку, зависит наше общее будущее.
|
Как помочь ребенку быть продуктивным? Трекер привычек для детей – помощник родителям. Трекер привычек помогает найти мотивацию для выполнения даже самых унылых дел. Это такой игровой элемент, который помогает добавить в обычную жизнь краски, делая эту самую жизнь куда проще и веселее. А детям без игр попросту не обойтись, ведь именно через игры дети взаимодействуют с окружающим миром и познают его. Если добавить игровую составляющую в обучение и воспитание ребенка, то оно пойдет куда лучше и эффективнее, ведь желание к обучению пробудится у самого ребенка, что, согласитесь, немаловажно. Конечно, можно упорно работать с ребенком и “вбивать” в него все силой, но, добавив в процесс игру, ребенок перестанет сопротивляться. То есть, не желаемая работа для ребенка превратится в желаемую. Приучить ребенка к чему-либо можно используя детский трекер привычек. Пример трекера: в левом столбце - список привычек, наверху - даты. Когда выполнили задание, ставим галочку, крестик, точку, закрашиваем клеточку - как больше нравится. Настало время понять принцип составления трекера, дабы его коэффициент полезного действия был максимальным. 1. Задания должны быть попроще в сравнении со взрослым трекером. Ведь мы можем быть максимально требовательны к себе, но не к ребенку. Задания должны быть предельно понятными для ребенка, медленно формируя фундамент его личности. Содержимое заданий лучше заранее обговорить со своим чадом. 2. Сам трекер следует красочно оформить. В идеале, ребенок сам должен заняться его оформлением. С вашей минимальной помощью, естественно. Вам следует рассказать ребенку про трекер, для чего он нужен и как его составлять. Для совсем маленьких детей можно сделать простенький шаблон. От ребенка требуются декоративно украсить его какими-будь красками, деревьями, мультяшными персонажами, чем угодно. 3. Следует повесить трекер на какое-нибудь доступное и максимально обозримое место. Чтобы ребенок мог сам рисовать кружочки и всегда лицезреть свой прогресс. С каждым днем, мотивация должна все расти и расти. Особенно, если в конце ребенка ждет какой-нибудь приз, ведь ничто не мотивирует лучше, чем, грубо говоря, жажда получить что-нибудь ценное. 4. Не забывайте контролировать ребенка. Ведь он может пытаться жульничать и просто закрашивать кружочки. Но старайтесь контролировать ненавязчиво: если заданием является чтение книг - спрашивайте его об их содержании, если заданием является занятие спортом - просите его показать вам упражнения. Главное, чтобы ребенок не чувствовал от вас недоверие, а исключительно интерес. Если есть желание покреативить, посмотрите в сети интернет, как оформляют трекеры другие. Даже если ваш ребенок уже подросток, будьте в курсе, помогите прописать привычки, над которыми он будет работать. Поддерживайте, хвалите его! Помните, что начинать необходимо с малого. Не стоит перегружать ребенка. Какие привычки можно вырабатывать? Например: сон не менее 8 часов, подъем в 6 утра, отбой в 10 вечера, зарядка 10 минут, правильное питание, контрастный душ, чистить зубы (в том числе перед сном), чтение (10 стр. в день), английский (учить 5 новых слов каждый день), уборка-помощь по дому, самообслуживание, собирать портфель с вечера, уход за животными (прогулка, мыть лоток, миску), сесть на шпагат (каждый день делать упражнение на растяжку), отжиматься. Не ворчать, не ругаться, начинать день с улыбки, благодарить, сделать доброе дело и т.п. Всё что угодно! Прописываем в трекере привычки, над которыми работаем и отмечаем каждый день их выполнение (рисуем смайлик, ставим «+», галочку, разукрашиваем) или не выполнение (кружок остается пустым). Поддерживаем детей, хвалим, вдохновляем личным примером! С примерами можно ознакомиться здесь и здесь Подготовила педагог-психолог Белова Е.И. |
Поздравляем ученицу школу, ставшую призером городского эколого-биологического конкурса «Лучший знаток биологии и экологии» среди 9-х классов (руководители Сахнов В.И., учитель биологии, Сахнова М.П., учитель биологии)!
Поздравляем тьютора школы Говорову Н.Ю., ставшую победителем Всероссийской историко-патриотической олимпиады «Сталинградская битва: память о стойкости и мужестве»!
|
2 февраля состоялся телемост между МОУ СШ № 17 г. Волжского, МБОУ Гимназия № 6 г. Донецка и ГОУ ЛНР "СЛСПШ пгт Петровка". С приветственным словом к участникам обратились депутаты Волжской городской Думы Лазарева В.П. и Воеводин К.И., представители общественной организации «Дети Сталинграда», первичного отделения Совета ветеранов 21-22 микрорайонов. В рамках телемоста были подготовлены выступления учеников трех школ. Среди зрителей нашей школы были победители первого этапа школьной акции «Парта Героя» среди учеников 5-8 классов. Ученики начальных классов приняли участие в митинге, посвященном 81 годовщине победы под Сталинградом https://vk.com/vlz_school_17?w=wall-172725554_7758 Видеоотчет о телемосте можно посмотреть здесь |
Поздравляем Марещенкову Варвару, обучающуюся 10б класса, призера отборочного этапа межрегиональной олимпиады по праву «Фемида» для учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов, учитель Гребенникова Д.Ю.!
|
|
В январе на базе школы прошел муниципальный этап регионального детско-юношеского театрального творчества «Волшебная рампа». Подробнее можно посмотреть здесь https://www.volzsky.ru/index.php?wx=16&wx2=72131 |